Интеллектуальная игра ГО в интернете

(китайская- вэйци, корейская- бадук)

ГО - игра богов

Вернуться на главную страницу

Меню

Философия Го

О игре на сервере

РГОФ

Где играть в Го по интернету

Сервер игры Го

Паблик об игре Го

Игра го - информационный портал

Го для начинающих

Сайт: Правила игры Го

Игра Го: учебник для начинающих

Интерактивное введение в Го

Как играть в Го

Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих

Клуб «Сэнтэ»

ТАЙГО

Игра Го, бесплатные вебинары для начинающих

Школа Го - игра Го (Бадук, Вейци) для начинающих

Игра Го (Бадук, Вейци, Иго, IGo, Baduk, Weiqi) - Новости, Статьи, SGF

Электронная библиотека и Задачи по Го

Задачи по игре Го (Бадук, Вейци) с решениями

Университет Го. Электронная библиотека

Волшебная игра го

Каков ваш рейтинг?

История Го

По разным источникам, история игры Го насчитывает от четырёх до двух с половиной тысяч лет. Легенды, отражённые в древних китайских летописях, относят появление Го к третьему или началу второго тысячелетия до нашей эры.


Игра определённо существовала и была достаточно распространена 2500 лет назад. В VII веке Го попало в Японию, где, начиная с XV века, пережил сильнейший подъём. В XX веке Го, ранее культивировавшаяся лишь в Азии, стала известна и постепенно распространилась в Европе и Америке. К настоящему времени большинство европейских стран, в том числе Украина и Россия, имеют собственные федерации го, хотя количество игроков и уровень игры на Западе пока не достигли показателей Кореи, Японии и Китая.


В точности неизвестно, где именно появилась игра Го и как она первоначально выглядела. Китайские легенды приписывают ей возраст более четырёх тысяч лет. Согласно этим легендам, игра Го, в Китае называемая вэйци, была изобретена на заре китайской истории. Автором изобретения называют легендарного императора Яо (около 2100 до н.э.). В легенде говорится, что игра была придумана для непутёвого сына императора, дабы развить его ум и способность к концентрации внимания.


Существуют различные предположения о первоначальной форме игры и её назначении. Есть версия, что сначала Го была азартной игрой, в которой пользовались игральными костями. По другим предположении ям, доска для Го представляла собой модель неба. Многие исследователи связывают Го с гадальными практиками древних китайцев, находя в ней символы, связывающие Го с астрологией и предсказаниями. Есть версии, что доску для Го одно время использовали в качестве календаря. В большинстве своём они происходят из одного источника - книги Чан Нуи «Классическое Го», опубликованной между 1049 и 1054 годами н. э., в которой автор уподобляет части доски Го различным частям календаря: пункты - дням, углы - сезонам, крайние пункты - неделям (пятидневным).


Место возникновения Го также неизвестно в точности. Есть версия, что родиной Го является не Китай, а Индия, откуда игра попала в Китай и Корею.


Документально дата появления Го в Японии не установлена. Китайские хроники говорят о том, что игра была популярна у японской знати с начала VII века. Наиболее вероятно, что игру принесли в Японию из Кореи эмигрировавшие от политического хаоса учёные, чиновники и артисты. Японцы дали игре новое название «иго», но никаких изменений в механизм игры и правила не вносили. Более того, в Японии оказались «законсервированы» и сохранились до нашего времени некоторые элементы китайских правил, от которых сами китайцы впоследствии отказались. Например, метод подсчёта результата партии по территории и пленным камням, заимствованный Японией, позже в Китае был заменён на подсчёт по территории и своим камням, выставленным на доску.


В самой Японии существует легенда, согласно которой Го привёз из Китая Кибино Макиби, оставшийся в истории как «Великий Министр Киби». По заданию дочери императора Сёму, позже ставшей императрицей Кокэн, он прожил 18 лет в Китае. По возвращении Киби якобы привёз с собой наиболее впечатляющие творения китайской культуры, в числе которых была и Го. Как считают современные исследователи, игра Го была известна в Японии и до Киби, а его заслуга состоит в том, что он поднял статус этой игры, представив её как занятие, достойное императора и его приближённых. Тем не менее, долгое время Го в Японии, как и в Китае, была не более чем лёгким развлечением наравне с прочими забавами придворных, такими как музицирование.


Примерно около века Го находилась под официальным запретом для всех, кроме высшей аристократии, поскольку считалась вредным, разлагающим умы занятием, подобно употреблению вина или игре в кости. Монахи-буддисты, невзирая на запрет, играли в Го, используя игру как один из видов духовной практики. Лишь в 701 году официальным императорским указом игра Го была признана неазартной. Го завоевала симпатии всех сословий, вплоть до крестьян. Существовали сословные ограничения на инвентарь: если аристократам позволялось играть на досках из ценных пород дерева, камнями, выточенными из драгоценных камней, то простолюдинам приходилось ограничиваться дешёвыми досками грубой работы и обычной галькой.


Ещё долго Го оставалась сначала запретной, а позже - неодобряемой для самураев. Даже в начале XVI века Ходзё Нагаудзи (Соун) в «Двадцати одном правиле», определяющем основные принципы жизни воина, в частности, писал: «Плохих друзей, кого следует избегать, ищи среди тех, кто играет в Го, шахматы и на сякухати. Ты ничего не потеряешь, если не будешь знать об этих развлечениях. Заниматься ими - значит без пользы терять своё время». Несмотря на подобные рекомендации, самураи охотно проводили время за Го и сёги. В XIV веке Сиба Ёсимаса в своём поучении для самураев «Тикубасё» писал, что самурай должен, помимо боевого искусства, обладать умениями, которые считаются приличными в его кругу: владеть каллиграфией, уметь играть на музыкальных инструментах, быть сведущим в поэзии.. Всё это нужно для того, чтобы присоединиться к коллективному времяпрепровождению и не оказаться хуже других. Далее Сиба пишет: «Не знать же, как играть в такие игры для весёлого времяпрепровождения, как го, сёги или сугороку, и вовсе постыдно». Это показывает, что указанные игры были чрезвычайно распространены, и самурай, не владеющий ими, воспринимался обществом как в какой-то мере неполноценный. Именно увлечение Го среди японских военачальников стало причиной последующего расцвета японской Го.


Расцвет Го в Японии пришёлся на XVII-XIX века, во многом это связано с тем, что наиболее известные военачальники и правители XVI века - Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу - серьёзно увлекались Го, полагая игру не только времяпрепровождением, но и прекрасной тренировкой, помогающей правильно управлять войсками. Они держали учителей Го как для себя, так и для своих воинов. Когда в 1584 году Хидэёси стал регентом Японии, его увлечение дало толчок развитию Го в стране. В 1588 году был проведён большой турнир, победитель которого Никкай (наставник Ода Нобуна-га) был объявлен сильнейшим игроком Японии.


В начале XVII века, когда к власти пришёл Токугава Иэясу, были основаны четыре дома, или семьи го -Хонъимбо, Иноуэ, Ясуи и Хаяси. Фактически это были школы Го, активно занимавшиеся развитием теории игры, а также выявлением и обучением способных игроков. Дома пользовались покровительством и финансовой поддержкой сегуна. Достаточно заметить, что Никкаю, основателю школы Хонъимбо (он стал Хонъимбо I Санса) для школы было выделено 13 гектаров земли - огромная площадь для малоземельной Японии, и жалованье в 200 коку (30 т) риса ежегодно.


В 1603 появилась придворная должность Годокоро - высшее официальное лицо в японской Го, одновременно -учитель сегуна. Им мог стать только лучший игрок. Появившийся именно тогда титул Мэйдзин был официальным титулом Годокоро. Он отвечал за все официальные церемонии, как-либо связанные с Го, присуждал титулы, распределял государственные стипендии между Го-семьями, кроме того, ведал всеми организационными моментами игры при дворе. За весь период с XVII по первую половину XX века титула Мэйдзин было удостоено лишь десять игроков. Государственная поддержка привела к сильному росту уровня японской Го в последующие 250 лет. Уровень японских игроков был много выше, чем игроков Китая и Кореи, где играть в Го продолжали, но такой мощной поддержкой игра не пользовалась. Квалифицированный игрок имел доход, позволявший ему спокойно играть, растить учеников, не заботясь о средствах на жизнь.


Японцы внесли свой вклад и в развитие инвентаря Го. Если искусство мастеров Китая главным образом проявлялось в изготовлении камней и чаш, то японцы научились изготавливать великолепные гобаны из дорогой древесины кайя. Гобаны из кая имеют жёлто-золотистый цвет, гармонирующий с чёрными и белыми камнями. Звук постановки камня на такой гобан получается очень характерным, чётким, чистым, «музыкальным», и составляет немаловажную часть эстетики игры. Линии на гобанах перед окрашиванием прочерчивались катаной. Беря определённую часть ствола дерева и делая срез определённым образом, мастера добивались эстетичного, но не бросающегося в глаза рисунка древесных волокон на поверхности гобана. Кайя отлично полируется и обладает хорошей стойкостью, изделия из неё очень долговечны. Более бедная, чем Китай, природными материалами Япония породила также свой стандарт на камни - чёрные камни вытачивались из базальта, белые - из раковин моллюска хамагури. Чаши делались из дерева или из базальта. Сами камни тоже изменились - если в Китае они были конусовидными, то в Японии приняли современную - чечевицеобразную -форму (впрочем, в Китае до сих пор в ходу камни, у которых одна сторона выпуклая, а другая - плоская).


Активные контакты Японии с западными странами во второй половине XIX века привели не только к упадку Го в Японии, но и к выходу этой игры за пределы своих традиционных географических границ. Го попала в Западную Европу и Америку, и начала развиваться там. В 1908 году в Европе вышел первый учебник Го. Его автором был немецкий инженер Коршельт, учившийся Го в Японии, где он прожил много лет.


Одним из известных европейских поклонников го начала XX века был Эммануил Ласкер, чемпион мира по шахматам. Вместе со своим однофамильцем - Эдвардом Ласкером, международным шахматным мастером, он создал первый в Европе Го-клуб. В 1930-е годы Ласкеры покинули Германию, в конце концов оказавшись в США. Там они не оставили своё увлечение. Эдварда Ласкера считают «отцом американской Го». Помимо общественной деятельности по популяризации игры, он написал книгу «Го и гомоку». Одним из факторов популяризации Го в Америке стал поток иммигрантов из стран Восточной Азии, особенно увеличившийся в конце 1930-х годов.


Го-организации Европы и Америки никогда не были столь многочисленными, как в Японии, Корее и Китае, тем не менее, они развивались и укрупнялись. В 1950-х годах развитие Го в Европе было довольно бурным - были созданы национальные федерации в Англии, ФРГ, Австрии и Голландии, а в 1956 году появилась и Европейская федерация Го, которая сейчас объединяет федерации более двух десятков стран. С 1957 года ежегодно проводятся чемпионаты Европы, первый из которых прешёл в ФРГ.


К настоящему времени в Западной Европе общее количество игроков в Го, по некоторым оценкам, превышает 100000, в США и Канаде -127 000. В большинстве стран есть свои национальные федерации Го, проводятся регулярные соревнования, присваиваются квалификационные ранги. Правда, все высшие мировые титулы Го до сих пор прочно удерживают корейские и китайские игроки.


Если раньше развитие Го в Европе и Азии шло почти независимо (европейцы, явно отставая от ведущих Го-стран, лишь заимствовали их теоретические достижения), то сейчас Го-движение проявляет всё большие тенденции к объединению. С 1979 года проводятся личные чемпионаты мира среди любителей, а в 1982 году образована Международная федерация Го. Европейские игроки, сначала бывшие явными аутсайдерами на турнирах с участием корейцев, китайцев и японцев, в последнее время всё выше поднимаются в турнирных таблицах.


Правила Го с пояснениями


1. Играют два человека — один черными, второй белыми камнями.

Игровые фишки называются камнями, так как традиционный набор действительно состоит из каменных фигур. Для изготовления черных используется черный базальт. Лучшим материалом для камней Го считается базальт, добытый возле японской реки Нати. Для белых используется материал гигантских раковин хамагури, размер которых может достигать 30 сантиметров в диаметре! Стандартный размер белых камней - 21,8 мм, черных - 22 мм. Это сделано специально для того, чтобы человеческий глаз воспринимал камни одинаковыми, так как тёмные объекты кажутся меньше своей реальной величины, а светлые, наоборот, больше.


2. Партия начинается с пустой доски.

В отличие от множества игр с начальной расстановкой фигур в Го игрокам предоставлена абсолютная свобода действий, ограниченная лишь их собственным воображением. Благодаря этому, а также размеру доски 19x19 игровых пунктов, за всю 5000-летнюю историю существования игры еще не было сыграно двух одинаковых партий! Каждая партия действительно уникальна и представляет собой настоящее произведение искусства.


3. Первый ход совершают черные.

Существует множество легенд о возникновении этого правила, и вот одна из них.


Бессмертный, созерцая течение реки возле своей хижины, веками жил на одном месте и каждый день выкладывал из своего мешочка белые камни на плоский срез пня, создавая неповторимые узоры. У каждого свой способ проникновения в суть вещей.


Мудрец полагал, что, наблюдая прекрасное, он сможет постичь суть вещей; копируя мимолетный рисунок гармонии, он может понять ее и усвоить. Он прилежно брал у природы ее немые уроки.


В то же время жил другой Учитель, в чьи обязанности входило указывать людям на их несовершенство и недостатки. Он ходил по миру с мешочком черных камней и выкладывал перед каждым достойным несколько черных камушков, означавших недостатки человека, преграждавшие ему путь к освобождению.


И вот однажды, ранним утром, Бессмертный расположился у доски, намереваясь заняться своим обычным делом, как перед ним появился необычный человек. Он достал из своего мешочка единственный черный камень, символизировавший недостаток Бессмертного, и выложил его на доске. Бессмертный углубился в размышления, пока не понял, на какой недостаток ему указал незнакомец. Поняв, он мог ответить лишь одним - выложив в ответ единственный белый камень. Так началась игра: черный камень указывал на нарушение гармонии, а белый камень ее восстанавливал.


Доведя игру до конца, оба мудреца освободились и растворились.


4. За один ход выставляется только один камень.


Каждый игрок в начале партии имеет равное количество камней - 180 своего цвета. Этого количества хватает, чтобы полностью заполнить игровое пространство (19x19=361 игровой пункт). Обычно до этого, не доходит, и для полноценной партии достаточно по 120-150 камней каждого из цветов. Хотя бывают и исключения. Например,самая длинная официально зарегистрированная и попавшая в Книгу рекордов Гиннесса партия продолжалась 411 ходов! Игрокам приходилось несколько раз брать дополнительные камни, чтобы закончить партию.


5. Камни ставятся на пересечение линий и не передвигаются до конца партии.


Это правило специально предназначено для наглядности того, как могут быть захвачены камни. У каждого выставленного на гобан (игровое поле для Го) камня существуют степени свободы или дамэ (в переводе с японского - дыхания).


Плотно приставленные друг к другу камни образуют группы с общими степенями свободы. Таким образом, их становится всё сложнее окружить сопернику.


6. Камни, все степени свободы которых перекрыты камнями соперника, снимаются с доски.


Это одно из важнейших правил игры, благодаря которому каждая партия не только уникальна, но и имеет свой собственный характер. В зависимости от предпочтений игроков, они могут избрать агрессивный, но рискованный стиль игры, атакую и пытаясь окружить камни соперника, в то же время оставляя в своих построениях множество слабостей. Или же могут играть надежно, тогда партия выходит мирной и, хоть такое случается крайне редко, заканчивается без единой капли крови.


7. Игрок, у которого к концу партии суммарно больше территории и пленных камней, побеждает.


Цель игры - Набрать очков больше, чем соперник. На выбор предоставляется два способа — окружать камни соперника или же огораживать свободное пространство - территорию. Как правило, чистых партий, в которых бы игра шла исключительно на убийство камней соперника или только на захват пустых территорий, практически нет. Каждая партия совмещает в себе оба этих способа.


-------------------------------------------------------
Источник: Газета «Ладья» № 4, 2014 г.