ГО по переписке на DGS ( Dragon Go Server)

Возврат

Меню

 

Философия Го


Чемпионат среди компьютерных программ в Го UEC Cup


 

Родственный

сайт

 

Общение

 

Наборы для игры в ГО

Двусторонняя доска Го «Баланс»

Размер: 425?450?25 мм
Материал: бук
Вес: 3,3 кг
Произведено: Томск

Цена: 2 800 руб.

 

Набор камней го-вейци «Китайский стандарт»

Традиционные китайские камни для игры Го, у которых одна сторона плоская, другая — выпуклая. Изготовлены из искусственного камня. Полный набор — 360 шт. Упакованы в мешочки.

Размер: 22?4 мм
Материал: искусственный камень
Вес: 1,2 кг

Производитель: Китай

Цена: 2 500 руб.

Фаянсовые камни Го, 7 мм

Отличные недорогие камни Го, классический чёрно-белый вариант. Удобно лежатся в руку и хорошо смотрятся на доске. Белые камни глянцевые, чёрные — матовые, упакованы в отдельные коробочки. Полный набор — 360 штук.

Цвет коробки может отличаться от представленного на фотографии.

Количество: 8 наборов
Размер: диаметр 20?7 мм
Материал: фаянс
Вес: 2 кг
Производитель: Южная Корея

Цена: 2 500 руб.

 

Возьмите профессиональную консультацию:

+7 985 170-03-30

 

История игры Го

 

Некоторые вехи развития Го в мире и в России с начала ХХ века

 

Исторические названия игры го 


Япония
  • Иго – общее название игры го в современной Японии (досл. по яп. – «игра го»).
  • Сю-дан – одно из старых названий игры го (досл. по яп. – «язык жестов»).
  • Ран-ка – также древнее название го (досл. по яп. – «гниение топора», а смысл названия ясен из древней легенды о дровосеке: он поседел, пока наблюдал за игрой двух старцев, а ручка его топора сгнила).
  • У-ро – название, символизирующее черные и белые камни ( досл. по яп. – «ворона и цапля»).
  • Хо-эн – символизирует камни и доску (досл. по яп. – «квадрат и круг»).
  • Дза-ин – это название выражает душевное состояние отшельника, погруженного в го (( досл. по яп. – «сидящий отшельник»).

Китай
  • Йи – древнее название игры го в Китае.
  • Вэйци – современное китайское название (примерно означает «игру в осаду», иногда переводится как «облавные шашки»).

Корея
  • Бадук (Падук) – современное корейское название.

Вьетнам
  • ко-вай (co vay) – значит то же самое, что и вэйци «ко» – игра, «вай» – окружение.
  • ви ки (vi ky) – другое название игры Го как вьетнамское произношение двумя иероглифов в «вэй-ци»
Прочитайте Го«Игра Го (ко-вай)во Вьетнаме» Автор КонстантинБайрактаров, Болгарская Ассоциация Го

Некоторые другие восточные названия игры го
  • миг-манг — го по-тибетски.
  • дервелч — го по-монгольски.
  • ко-вай (co vay) — го по-вьетнамски.

 

ИГРА ГО В ДРЕВНЕМ И СОВРЕМЕННОМ ТИБЕТЕ.

Хроника истории

Краткий исторический очерк, подготовленный по материалам книг и статей – см. ссылки в данном разделе, а также сайт Сиб Го. АвторСергей Павлов

Вместо предисловия

«Лучший пробный камень для определения ума человека», – эти слова о шахматах принадлежат знаменитому французскому философу и педагогу Дени Дидро. Шахматы давно и прочно вошли в жизнь людей и стали неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Однако в странах Востока – Японии, Китае, Корее – в обычные «индоевропейские» шахматы почти не играют, но зато широко распространена другая интеллектуальная игра – го, роль которой в культурной жизни восточных народов не менее значима. Эта игра вышла за пределы узкого круга восточных стран только лишь в конце XIX столетия, но с тех пор уже успела покорить почти весь западный мир. В чем же заключается секрет этого феномена? Может быть в том, о чем так образно выразился один из посетителей российского го-форума:

Го отражает дух Востока. Это единственная дисциплина, которая сочетает в себе не только интеллектуальный вызов, но и путь к развитию тех качеств личности, которые выходят на главную роль в боевых искусствах: умение владеть собой, спокойствие и сосредоточенность, чистый и светлый ум. Список можно и продолжить, зачем? Го – это культура и традиция, это взгляд на борьбу как на высшее искусство. Го – это Путь. И этот путь нелегок, приходится отдавать ему много сил, причем, не заботясь о собственной выгоде, ибо для того чтобы увидеть, что дает этот путь, надо пройти его, а на это способны немногие.
Го – это спокойствие, стрекот цикад, прохладный ветер с моря, кружка зеленого чая и легкий стук камней... Го – это поэзия логики, захватывающая борьба противоположных сил. Рисунок камней несет в себе чувство единения со всем миром – ответ на свою жизнь виден на доске... Когда закат освещает комнату и лето с тихим шелестом кружится вокруг, гобан вмещает в себя Вселенную. Когда уходит желание победить, будущее улыбается игроку. Победа – это не сломленное сопротивление, а лишь рябь на поверхности океана сознания. Игра бесконечна...
Го – это не инструмент для достижения каких-либо целей; думать так, значит остановиться на пути по их достижении. Го – это и есть сама цель. Нет такого произведения искусства, которое могли бы понять все. То, что рождается на гобане, понятно немногим. Хочется показать всем, рассказать всему миру об этом, но когда понимаешь, какой пройден путь, сколько лет утекло, прежде чем понимание красоты игры стало моим постоянным спутником, опускаются руки. Трудно ожидать от человека, что он, не зная зачем, начнет Путь длиною в Жизнь. Это не объяснишь словами...

Автор этого монолога – наш современник, любитель 2-го дана и руководитель недавно созданного во Владивостоке «Восточного клуба го» Алексей Хованец. Каким же внутренним потенциалом должна обладать эта «Игра Богов», чтобы вызывать такие глубокие ассоциации! Здесь как мир в капле воды отразился весь путь, вся древнейшая история возникновения и развития игры го как искусства, причем сам процесс игры – это не просто соперничество двух противоборствующих сторон: черные и белые камни символизируют вечное диалектическое единство и борьбу противоположных сил: мужского и женского начала, добра и зла, дня и ночи, т. е. все то, что в восточной философии подразумевается под двойственностью понятий ян и инь.

Что дошло до нас из глубины веков

Информация о происхождении игры го, как и истоки восточной философии в целом, теряется в глубине веков. В литературе по истории го приводятся оценки возможного возраста игры в достаточно широких пределах от 2500 до 5000 лет. Как бы то ни было, но считается общепризнанным, что во времена Конфуция (Кун Цзы, 551 – 479 гг. до н. э.) эта игра, которая именовалась тогда «йи», уже была широко распространена в Китае, хотя в ту эпоху увлечение игрой го осуждалось и ставилось на лестнице моральных ценностей всего на одну ступень выше обжорства и безделия.

Одним из первых материальных свидетельств древности происхождения го является доска размером 17х17, датируемая не позднее 200 г. н. э. Эта реликвия хранится сейчас в Историческом музее Бейджинга. Древний размер доски – 17х17 – до сих пор используется в тибетском варианте го. Много исторических «следов» можно обнаружить и в легендах, мифах, анекдотах и др. фольклоре. В частности, ряд легенд приписывает авторство в изобретении игры го полумифическим китайским императорам Яо и Шуню (23 век до н. э.), которые якобы использовали го для развития ума своих туповатых сыновей.

Имя императора Яо связывается по другим легендам с широким распространением гадания и созданием календаря. Это очень привлекательная гипотеза, так как во все времена при предсказаниях погоды и видов на будущий урожай гаданию, в том числе по звездам, придавалось большое значение. При этом использовались различные схематические изображения звездного неба: рисунок трещин на камнях или засохшей глине, на костях или панцырях черепахи. Здесь можно обнаружить также аналогию с изобретением в Китае магических квадратов, схематическое изображение которых очень похоже на го-диаграммы: с помощью таких диаграмм и сегодня зарисовываются позиции в игре го. Легко представить себе как некто, приступив к гаданию, начинает «игру с судьбой» и расставляет на расчерченной доске камни двух цветов, символизирующие силы добра и зла, и строит на основе получающейся картины предсказания своей или еще чьей-либо судьбы. Квадратная доска должна была изображать Землю, прямые линии – божественные силы, черные и белые камни – инь и ян. Все это вместе взятое, с учетом взамного расположения камней, могло рассматриваться как модель «Космоса» или «Вселенной».

По другой интерпретации 361 игровой пункт доски 19х19 (такой же размер в современном варианте го) символизирует число дней в лунном году, четыре части доски с прилегающими углами – времена года и т. д. В любом случае вполне правдоподобно выглядит гипотеза о том, что фантазия предсказателя несомненно могла соединять в одну ломаную какие-то группы камней одного цвета, аналогично тому как с древних времен объединяют звезды в созвездия. А далее уже легко было представить и замкнутые области доски, «ограниченные» этими воображаемыми «заборами» с камнями в качестве «кольев» – вот и получается модель разделения территорий на «целинных землях», так часто используемая сегодня при образном описании процесса игры в го.

Часть исследователей указывают также на возможную связь изобретения игры го с военнным искусством. Однако, в отличие от шахмат, здесь практически отсутствуют какие-либо прямые аналогии: одним из самых часто встречающихся словообразующих корней в терминологии го (см. глоссарий) является тэ («рука»), более того, многие древние термины, дошедшие до наших дней, относятся часто к движениям рук: «бросок», «толчок», «блок», или вообще – «прыжок» и т. п, а одно из сохранившихся древних названий игры го (сюдан) переводится как «язык жестов». Скорее всего военачальники в те далекие времена уделяли много времени игре го как вспомогательному инструменту, прикладной игре, способствующей развитию стратегического мышления и тактического воображения, изобретательности.

В процессе развития со времен Конфуция до наших дней игра из «йи» превратилась в «вэйци» – так назывется го в современном Китае. Доска несколько раз меняла свой размер, который сегодня равен 19х19 (361 игровой пункт). Этот переход от «йи» и от размера 17х17 к современным названию и доске 19х19, произошел примерно в один исторический период – во времена Хань, и начался еще до Р. Х.

Практически уже в современном виде игра го проникла через Корею в Японию в начале первого тысячелетия н. э.. Японский период развития игры го является самым изученным и наиболее плодотворным, так как именно тогда теория и практика го достигли своего наивысшего расцвета за всю историю вплоть до второй половины XIX века, когда в 1868 г. «революция Мэйдзи» нанесла серьезный удар по игре го внутри Японии. Вот наиболее существенные вехи в этом периоде развития го:
  • 701 – императорским эдиктом впервые игра была признана неазартной и приравнена к упражнениям на музыкальных инструментах.
  • 1603 – сёгуном (правителем) Няэсу был издан эдикт об учреждении Академии го. Впервые выдающиеся специалисты получили поддержку правительства в виде земельных угодий и годового пайка риса, а также некоторых привилегий.
  • 1868 – «революция Мэйдзи» привела к упадку го, так как в результате буржуазных реформ игра была причислена к анахронизмам феодального периода. Однако именно тогда игра го и получила возможность выйти на мировые просторы, так как Япония порвала с традиционной политикой изоляции от остального мира.
  • Начало ХХ века – игра го проникла в Европу, там стали создаваться клубы и игрой увлекся чемпион мира по шахматам Эманнуил Ласкер. В связи с этим интересна излагаемая ниже история про «трио Ласкеров», которая, наверное, известна уже всем игрокам го и стала почти легендой.

Однажды чемпион мира и два его брата (тоже сильные шахматисты, и даже может быть и не братья, а просто однофамильцы – по этому поводу нет единой точки зрения в источниках), уже освоив в достаточной по их мнению степени игру го, решили испытать свои силы, встретившись с кем-нибудь из японских ведущих игроков, причем для этого Эм.Ласкер намеревался даже поехать «в страну восходящего солнца». Однако поездка не состоялась, так как в японском клубе го в Берлине нашелся достойный соперник, даже не являвшийся сильнейшим игроком клуба, который наголову разбил «трио Ласкеров» (они консультировались друг с другом по ходу партии). Так как японский любитель дал при этом Ласкерам фору в 9 камней (т. е. девять ходов вперед – это не меньше, чем если дать ферзя в качестве форы в шахматах), то после такого «холодного душа» Эманнуил Ласкер был вынужден признать, что, очевидно, «в го таится много тонкостей», ускользнувших от его внимания. Впрочем, несмотря на такое сокрушительное поражение, Эм.Ласкер остался на всю жизнь горячим поклонником игры го.

 


Современный этап развития го начался с постепенного возрождения игры в Японии в начале ХХ века после нескольких десятков лет упадка в результате «революции Мэйдзи». И вот, наконец, в 1924 году была создана Нихон Киин – «Японская ассоциация го», объединившая в одну национальную организацию практически всех японских профессиональных игроков го. В дальнейшем в качестве спонсоров турниров по го стали выступать крупнейшие средства массовой информации. Гонорары игроков в турнирах и за счет рекламы возросли многократно, были возрождены на новой основе древние титулы Хонимбо и Мэйдзин, стали учреждаться все новые и новые титулы с миллионными призовыми фондами. Сегодня в Японии, Китае и Корее существует несколько десятков профессиональных титулов по го. Самыми престижными в Японии считаются сейчас титулы Кисэй («святой игрок»), Мэйдзин («мастер») и Хонимбо (титул, возникший от названия древней башни, в которой жил святой Нитирэн – средневековый монах, считавшийся сильнейшим игроком своего времени; позже в XVI веке это имя принял один из основателей Академии Го и с тех времен титул передавался по наследству вплоть до образования Нихон Киин).

Сегодня в Японии выходят многомиллионными тиражами десятки и сотни книг по теории го, сборники партий и задач, издается множество жураналов и газет. Число любителей в самой Японии оценивается приблизительно в 10 млн (это почти 10% всего населения страны), а во всем мире – более 20 млн (хотя никто точно не знает, сколько миллионов играет в одном только Китае). Вот еще некоторые даты:
  • 1946 – возрождение Нихон Киин после Второй мировой войны.
  • 1957 – первый любительский чемпионат Европы в ФРГ.
  • 1979 – первый чемпионат мира среди любителей выиграл Ни Вэйпин из Китая, ставший вскоре профессиональным игроком 9-го дана.

В России го появилось в начале ХХ века. Точных данных по количеству клубов и числу любителей не сохранилось, но время от времени появлялись публикации в газетах и журналах, а во время Великой отечественной войны журнал «Огонек» опубликовал описание правил го в военизированной трактовке. Но за реальную точку отсчета истории развития го в России (точнее в тогдашнем СССР) можно взять 1965 год, когда в Ленинграде в ДК им.Ленсовета появилась секция го, которой руководил Юрий Филатов, и был проведен первый турнир.

В течение последующих 10-ти лет ленинградские любители достигли больших успехов в освоении го и двое из них – Валерий Асташкин и Георгий Нилов – получили дипломы любителей 5-го дана от одной из японских ассоциаций го – Кансай Киин. В 1975 году начался новый этап развития го в России, так как именно тогда Валерий Асташкин и Георгий Нилов начали публикацию знаменитой серии статей по теории игры го и провели конкурс решения задач в журнале «Наука и жизнь» (см. №№ 8–12 за 1975 г., №№ 1–8 за 1976 г.).

Эти публикации дали мощнейший толчок развитию игры го в СССР. Повсеместно, как грибы после дождя, стали возникать клубы, секции или просто группы любителей го. Крупные секции были созданы более чем в 50-ти городах Союза. Стали проводиться турниры, фестивали и другие массовые мероприятия по го. В 1977 году ленинградская секция го при Доме дружбы с народами зарубежных стран выступила инициатором проведения первых всесоюзных соревнований на звание «сильнейший игрок го» страны (сокр. СИГО), т. е. фактически первого неофициального чемпионата СССР. С тех пор российские игроки го достили больших успехов на европейской арене, хотя в мире в целом по-прежнему доминируют профессионалы из Китая, Кореи и Японии. Вот основные вехи истории российского го-движения:

К этому списку успехов российского го можно добавить также множество других призов, завоеванных нашими игроками в европейских турнирах. Третьим призером Чемпионатов Европы дваджы становился Дмитрий Сурин, Ирина Данильченко (ныне Лещёва) выигрывала чемпионат Европы среди женщин и была вторым призером. Много призов выигрывалось нашей молодежью. Подробнее с успехами российских игроков на международной арене можно ознакомиться на сайте Заслуженного тренера России по го Валерия Шикшинагоhttp://www.rusbaduk.narod.ru/.

За эти 40 лет развития го в России основными центрами подготовки ведущих игроков были Ленинград и Москва, Петрозаводск и Казань. Особо следует отметить успехи казанской школы го и прежде всего – ЗТР Шикшина Валерия Дмитриевича, подготовившего двух профессиональных игроков и много других сильных спортсменов – чемпионов и призеров российских и европейских турниров.

В восточной части России первые клубы го появились в 1975 году в Новосибирске, где большой вклад в успешное развитие игры внесли японские любители го. В Новосибирске хорошо помнят японского ученого М.Миякава, игрока 1 дана, который жил в Академгородке в 1975–77 годах и был частым гостем в университетском «Клубе любителей го». В 1996 году в Новосибирске был построен Муниципальный культурный центр «Сибирь-Хоккайдо» – совместный российско-японский проект. Его появление стало возможным во многом благодаря контактам и взаимным визитам сибирских и японских игроков го с проживанием на «хоумстэй». Строительство центра велось при непосредственном финансовом участии членов японского Общества культуры «Хоккайдо-Россия», основателями которого стали любители го из Саппоро – города-побратима Новосибирска: г-н Нэмото (6 дан, Президент Общества), г-н Канэко (1 дан), г-н Ёнэдзава (3 дан) и г-н Сирай (7 дан), посетившие Новосибирск в 1991 и 1992 гг. по приглашению сибирских игроков го.

Успешно развивается игра го в Хабаровске, где проживает гроссмейстер Антон Затонских (6 дан), неоднократный призер различных российских и международных турниров, а также во Владивостоке, где в сентябре 2004 года при поддержке Японского генерального консула открылся «Восточный Клуб Го» при Морском государственном университете.

Далее